МДБОУ ;ЦРР-детский сад 6; Краснодарский край Красноармейский район станица Полтавская
Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы
25 марта [пн]
Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы Беляева Нина Анатольевна
Актуальность опыта В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. (2 слайд) Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Цель: Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ. (3 слайд) Для достижения цели были поставлены задачи: - изучить потребности родителей; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов; - установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо- поддержки. Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов: - корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье, - взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей, - организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в детском саду. Новизна опыта заключается в использовании разнообразных форм (как традиционных, так и не традиционных) и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающих преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок. Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование родителей, составляет характеристики категорий семей. (4 слайд) Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих: - помощь в образовании, - психологическую помощь, - посредническую. Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Вот почему главные усилия социального педагога и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны иметь следующие направления: - улучшение семейного микроклимата; - формирование положительных взаимоотношений в семье; - повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; - формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. (5 слайд) Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующее: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; - составление плана совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода социального педагога и воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. (6 слайд) Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. (7 слайд) Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенному плану изучения семьи: 1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). 2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей. 3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка. 4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной) . После изучения семей необходимо составление «Социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия. (8 слайд) Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы: 1. Анкетирование родителей; 2. Анкетирование воспитателей; 3. Тестирование родителей; 4. Индивидуальные беседы с родителями; 5. Индивидуальные беседы с детьми; 6. Посещение семьи ребенка; 7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”. 8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий. (9 слайд) В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. - наглядная пропаганда, - посещение семей, - родительские собрания, - беседы и консультации, - анкетирование, - дни открытых дверей, - круглые столы, - организация деловых игр и другие. (10 слайд) Эффективность разных форм работы и использование новых методов я решила проверить, провела тестирование родителей детей детского сада с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе, используя тест: (на слайде) (11 слайд) По результатам проведённого теста родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности. Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы мною использовались следующие активные формы: (12 слайд) 1. Встреча с родителями «Педагогический калейдоскоп» Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии. (13 слайд) 2. «Вечер вопросов и ответов» Темой была выбрана актуальная проблема правильное сбалансированное питание детей в семье. Заранее, к родительскому собранию, были собраны интересующие родителей вопросы (проведено анкетирование). Была проведена консультация психолога “Что делать, если у ребёнка нет аппетита”. Презентация детских блюд (силами родителей, разработаны памятки для родителей. (14 слайд) 3. На семинаре-практикуме на тему «В семье появился второй ребёнок», были раскрыты вопросы взаимоотношения детей в семье, взаимоотношения родителей и детей, решались педагогические ситуации. Родителям также были предложены пабятки. (15 слайд) 4. Викторина по правовому просвещению включала в себя множество вопросов по правам ребёнка. Мною были затронуты вопросы жестокого обращения с детьми. (16 слайд) 5. Брей-ринг по пожарной безопасности проводился совместно с сотрудником пожарной части. (17 слайд) 6. На родительском собрании: «Скоро в школу». Выступили педагог-психолог с консультацией «Психологическая готовность ребёнка к школе», учитель начальных классов с вопросами школьной адаптации, разработана памятка для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник» Кроме этого оформлено множество консультаций и памяток по разным темам, выпущена газета «Мама, папа, я» по правовому просвещению и повышению родительской ответственности и педагогической грамотности в вопросах воспитания. (18слайд) Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания. Родителям был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. Результаты повторного тестирования показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. (19 слайд) Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность. Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать следующее: Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий. Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.